Верующие Биробиджана поклонились кресту с частицей Животворящего Древа |
В воскресенье 20 марта в Благовещенском кафедральном соборе г. Биробиджана епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф совершил первую в текущем Великом посту Пассию – вечерню с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и евангелия, повествующего о страданиях Спасителя. Для молитвенного поклонения верующим на средину храма был изнесен крест-реликварий с частицей Животворящего Древа Креста Господня. Крест Христов есть величайшая святыня для христиан, ибо, по учению Святой Церкви, Христос Спаситель, распявшись на Кресте, совершил этим великое таинство искупления человеческого рода от греха, проклятия и смерти: на Кресте Он «пригвоздил рукописание грехов наших» и Своею смертию на нем, поправ смерть, даровал нам жизнь вечную, которой мы лишились чрез грехопадение наших прародителей Адама и Евы.Евангелия не сообщают особенных подробностей об орудии нашего спасения - Кресте, на котором Христос был распят. Он упоминается как уже готовый предмет при описании его несения Христом на Голгофу (Мф. 27, 32; Мр. 15,21; Лк. 23,26; Ин. 19, 17). История Креста в качестве значимой для всего христианского мира святыни, подкрепляемая достоверными свидетельствами, начинается с раскопок, проведённых святой равноапостольной Еленой, матерью императора Константина Великого, и описанных многими раннехристианскими историками. императрицей Обретение исторической церковной реликвии — Креста, произошло в 326 году во время путешествия в Иерусалим, предпринятого Еленой с целью паломничества и поиска христианских реликвий: «Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего Креста Господня. Иерусалимский Патриарх Макарий встретил царицу с подобающей честью и вместе с нею отыскивал желанное Животворящее древо» («Хронография» Феофана. Год 5817 (324/325). Вместе с Крестом Господним Еленой были обретены четыре гвоздя и титла INRI. История обретения Креста описана многими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340—397 гг.), Руфином (345—410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380—440 гг.), Феодоритом Кирским (386—457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363—410 гг.), Созоменом (ок. 400—450 гг.).. Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила своему сыну Константину. Краткую историю Животворящего Древа в Иерусалиме излагает в письме от 1108 или 1109 года Анселл, католический кантор Гроба Господня: «Оставленный (Еленой) Крест похитил персидский царь Хозрой, при разорении Иерусалима, и отвёз в Персию. Византийский император Ираклий по убиении Хозроя вернул его в Иерусалим и на Лобном месте для поклонения народа христианского установил. Однако по смерти Ираклия народ неверных настолько подавил христиан, что имя Христово намеревались искоренить и память о Кресте и Гробе (Господнем) уничтожить. Итак, возложив кучу брёвен, сожгли часть Гроба, и подобным образом хотели сжечь и Крест, но христиане скрыли его, из-за чего многие из них были убиты. Наконец, христиане, посовещавшись, разрезав, разделили на много частей и по церквам верных распределили… Итак, в Константинополе, кроме императорского креста, есть отсюда три креста, на Кипре — два, на Крите — один, в Антиохии — три, в Эдессе один, в Александрии один, в Аскалоне один, в Дамаске один, в Иерусалиме — четыре; сирийцы имеют один, греки из лавры Святого Саввы — один, монахи из долины Иосафат — один; мы, латины, при Святом Гробе имеем один, который имеет полторы пяди длины и один палец ширины и толщины столько же. Также Грузинский Патриарх имеет один; ещё Грузинский царь Давид имел один, который сейчас имеете вы (Собор Парижской Богоматери)». Таким образом, иерусалимский Крест находился в персидском плену с 614 по 628 год, пока не был отдан обратно персидским военачальником Хорямом в обмен на обещание византийцев помочь ему войсками во внутренней смуте. Однако через 10 лет в 638 году Иерусалим сдался арабскому войску, начавшему насильственное распространение мусульманской веры на Востоке. Крест разделили на части и вывезли кораблями в Константинополь и другие места. Одну из частей спустя некоторое время вернули обратно в Иерусалим, где она хранилась до эпохи Крестовых походов. Константинопольская часть Креста была похищена в 1204 году после разграбления столицы Византии крестоносцами. Источником для создания реликвий, почитаемых в Западной Европе, стали Иерусалимская и Константинопольская части Животворящего Креста. Происхождение четырёх таких реликвий от фрагмента Животворящего Креста, вывезенного крестоносцами из Византии, документально доказано. Они хранятся в базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме (Святого Креста Иерусалимского) в Риме, Соборе Парижской Богоматери и кафедральных соборах Пизы и Флоренции. За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Число их определить затруднительно. Церковный реформатор Жан Кальвин полемически заявлял в XVI веке, что из многочисленных частей Креста можно было бы построить корабль. Однако исследование конца XIX века показало, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около 1,7 килограмма. Согласно подсчетам французского ученого Ч. Роальта, известные части Истинного Креста в сумме составляют 4 000 000 кубомиллиметров, тогда как Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, мог вмещать приблизительно 178 000 000. Самая большая из известных частей Животворящего Креста Господня хранится в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Доставленная в Благовещенский кафедральный собор г. Биробиджана часть Истинного Древа Честного и Животворящего Креста Господня хранится в деревянном кресте-реликварии, украшенном металлическими накладками. В среднике находится запаянная ампула-медальон с частью Животворящего Древа. Подлинность святыни удостоверяет хранящийся в пенале в основании креста-реликвария официальный документ 1862 года с подписью и печатями архиепископа Парижского. |