УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРАВОСЛАВНОЙ ДЕТСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ШКОЛЫ — СТУДИИ «РОМАШКИ» |
Централизованная религиозная организация Биробиджанская Епархия Русской Православной Церкви «Детская православная телевизионная школа-студия «Ромашки» Биробиджанской Епархии»
«Утверждено» Управляющий Биробиджанской епархией архиепископ Биробиджанский и Кульдурский +Иосиф 25 августа 2014 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРАВОСЛАВНОЙ ДЕТСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ШКОЛЫ —
СТУДИИ «РОМАШКИ»
Детская и юношеская журналистика уже давно стала самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир. Цель создания программы состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся, проявляющим повышенный интерес и склонности к изучению журналистики и, к православной журналистике в частности, не только получить более глубокие и разносторонние теоретические знания, умения и практические навыки, но и развить личность, её познавательные и созидательные православные миссионерские способности, сформировать у них целостную картину мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо
одновременно помогать ученикам в анализе и понимании устного и печатного слова,
содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях,
высказаться о своём социальном и религиозном окружении. Эти два аспекта
теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе Православной
детской телевизионной школы - студии. Данная программа нацелена на
совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и
взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую православную
миссионерскую подготовку.
Формы занятия, предусмотренные программой:
1. свободная
творческая дискуссия;
2. ролевые игры; 3. выполнение творческих заданий; 4. активные методы формирования системы общения; 5. практическая работа (подготовка материалов).Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных телевизионных жанрах; научился создавать видеоматериалы. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному православному развитию. Занятия помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного и православного профиля.
Технологии, используемые в системе занятий, ориентированы
на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть
знаниями православной культуры и специальными профильными навыками,
позволяющими успешно выполнять практические задания.
Цель программы: создание условий для формирования и развития у учащихся
·
Интеллектуальных
и практических умений в области стилистики и журналистики;
· Интереса к изучению гуманитарных и православных дисциплин (русский язык, литература, история, Закон Божий, история православия, основы православной культуры и нравственности); · Умения самостоятельно приобретать и применять знания; · Творческого мышления, познавательной активности; · Способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля; · Коммуникативных навыков; · Развития умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;
Занятия помогут обучающимся познакомиться с журналистикой
как профессией и областью творчества.
Задачи программы Развивающие: - развитие образного и логического мышления; - развитие творческих способностей подростков; - развитие умения устного и письменного выступления. Обучающие: - формирование умения работать в различных жанрах тележурналистики; - овладение основными навыками журналистского мастерства. Воспитывающие: - формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства; - развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства; - формирование нравственных основ личности будущего православного журналиста. Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики, как профессии, являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах. Формы контроля разнообразны: - самостоятельные работы в различных жанрах журналистики; - семинары-практикумы по изученной теме; - творческие конкурсы;
- создание собственных видеоматериалов.
Основные требования к уровню
подготовки учащихся
В процессе обучения обучающиеся
приобретают конкретные
знания:
- из истории журналистики; - о жанрах тележурналистики и жанровых особенностях; - о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах; - о законе о СМИ - из истории православия
- Закон Божий
и умения - создавать сочинения разных жанров; - соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях; - владеть языковыми навыками восприятия православной культуры; - понимать правила поведения человека, данные Богом, сущность добрых дел, совершаемых человеком во славу Божью; - работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
участвовать в дискуссии, пресс-конференции.
Виды деятельности обучающихся: - теоретические занятия; - творческий практикум; - работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.); - экскурсии; - творческие командировки; - встречи с журналистами; - создание программ православной тематики;
Конечные результаты: - выработка эмоционально-целостного отношения к жизни; - умение построить устное и письменное сообщение; - умение работать в различных телевизионных жанрах; - умение общаться с отдельным человеком и аудиторией; - самостоятельная подготовка материалов для программ. Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства на основе православной морали. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Учебно-тематический план. 1-й год обучения.
2-й год обучения.
3-й год обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (144 часа).
Образовательными задачами первого года обучения являются: - ознакомление с историей журналистики; - изучение методов сбора и обработки информации; - освоение особенностей работы в основных журналистских жанрах; - изучение особенностей собственной личности: темперамента, памяти, склада ума, внимания и воли; - ознакомление с православными предметами; - выработка профессиональных профильных навыков. Воспитательные задачи заключаются: - в развитии творческих способностей; - в формировании основных православных норм и понятий.
Тема № 1 Журналистика (8 часов). Исторические предпосылки возникновения журналистики. Электронные и печатные СМИ. Их роль в обществе. Сходства и различия. Тема №2. Мастерство журналиста (46 часов). Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике. Информационная журналистика. Источники информации : люди, архивы, почта, Интернет. Методы сбора информации. Способы проверки достоверности фактов. Жанры журналистики. Основные профессии на телевидении. Работа со словом, телекамерой, монтажным столом. Тема № 3. Психологическая подготовка журналиста (20 часов). Зачем журналисту изучать психологию? Какие качества нужно развить в себе журналисту? Мнемотехника – искусство запоминания. Приёмы развития и тренировки памяти. Сценическая речь и актерское мастерство. Тема № 4. Профессиональная этика журналиста (8 часов). Мораль. Моральные ценности, этика. Связь журналистики и морали. Связь журналистики и православных ценностей и канонов. Дискуссии на темы « Мораль и этика », « Нормы журналистской этики» и т. п. Тема № 5. Православные предметы (28 часов).
ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (144 часа). Образовательными задачами второго года обучения являются: - знакомство с историей журналистики; - обзор современных СМИ; - освоение особенностей работы в аналитических жанрах журналистики; - развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; - изучение православных предметов; - знакомство с методиками активизации внимания, памяти. Воспитательными задачами являются: - расширение кругозора будущих православных журналистов; - формирование основных этических православных норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей действительности. Тема № 1. Журналистика (8 часов). Журналистика в 21 веке. Общий обзор современных СМИ. Типология СМИ. Тема №2. Мастерство журналиста ( 46 часов). Аналитическая журналистика. Сюжет, программа, прямой эфир. Жанр интервью. Методы подготовки к интервью. Техника ведения интервью и визирование материалов. Работа со словом, видеокамерой, монтажным столом. Тема № 3. Психологическая подготовка журналиста (36 часов). Приёмы развития и тренировки памяти . Рациональное чтение : что это такое ? Использование ассоциаций для развития внимания и наблюдательности. Актерское мастерство, сценическая речь. Тема №4 . Профессиональная этика журналиста (24 часа). Возникновение профессиональной морали журналистики, её сущность, основные функции. Каноны православной журналистики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Дискуссии на темы « Границы норм морали в современной журналистике». Тема № 5. Православные предметы (30 часов).
ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ( 144 часа ). Образовательные задачи: - получение сведений об условиях труда журналистов; - освоение особенностей работы в художественных жанрах журналистики; - изучение правовых законов и актов ,необходимых журналисту в его работе; - изучение православных предметов; - развитие коммуникабельности. Воспитательные задачи заключаются: - в расширении кругозора будущих православных журналистов; - в изживании подростковых комплексов; - в формировании личности православного журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических ,нравственных и гражданских качеств. Тема №1. Журналистика и общество (10 часов). Процесс обмена информацией в обществе. Схема функционирования СМИ. Особенности профессии журналиста. Трудности и парадоксы профессии. Тема № 2. Мастерство журналиста (46 часов). Художественные жанры в журналистике. Реклама. Виды и функции. Журналистский текст. Стили речи. Проблема единства стиля в журналистском тексте. Оформление текста . Работа со словом, видеокамерой, монтажным столом. Тема № 3. Психологическая подготовка журналиста (36 часов). Быстрота и правильность восприятия – важные качества журналиста. Правила эффективной организации творческой работы. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Упражнения на развитие памяти. Актерское мастерство, сценическая речь.
Тема № 4.
Правовые и
этические основы журналистики (12 часов)
Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации». Ответственность за нарушение закона. Защита авторских прав. Гражданский кодекс о защите чести и достоинства и деловой репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении.
Тема № 5.
Православные предметы (30 часов).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Для успешного решения
поставленных задач применяются такие формы изложения учебного материала, как
рассказ и беседа. Теоретический курс подкрепляется практическими заданиями и
творческой практикой. На занятиях активно используется такой метод обучения,
как упражнение и мастер-класс. Задачей упражнения и мастер-класса является
трансформация теоретических знаний, полученных обучающимися, в профессиональные
умения и навыки. На занятиях по журналистике используются как воспроизводящие,
так и творческие упражнения. Цель воспроизводящих упражнений – способствовать
закреплению приобретённых знаний, навыков, и умений; творческих –
совершенствовать способности будущих журналистов. Эффективность упражнений
заключается в развитии культуры речи, логического мышления, памяти и внимания,
основных навыков в тележурналистике.
Важными составляющими
являются изучение приёмов развития
внимания и наблюдательности – профессиональных качеств журналиста.
Одной из форм стимулирования
интереса к учению является игра- тренинг. Обучающее значение игр-тренингов
состоит в том, чтобы сделать усвоение
необходимых профессиональных навыков ярким, эмоционально насыщенным и
увлекательным. Игровая ситуация вызывает у учащихся разнообразные
эмоционально-психические переживания, углубляющие познания; активизирует
внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной
деятельности. В воспитательном отношении игра ,моделируя различные жизненные
ситуации, помогает подросткам избавится
от неуверенности в себе, разобраться в своём эмоциональном состоянии, снять
комплексы, найти взаимопонимание со взрослыми и со своими ровесниками. Будущие журналисты учатся
достигать поставленные цели; следовательно, формируется личность учащегося, его
индивидуально-психологические качества, необходимые не только в журналистской
профессии, но и в жизни.
|