20 сентября 2014 г. Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» на телеканале «Союз» |
Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. Несколько дней назад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальний Восток. Были совершены богослужения, состоялись многие встречи в трех городах — Хабаровске, Биробиджане и Комсомольске-на-Амуре. Были посещены три епархии Русской Православной Церкви. И Святейший Патриарх во время этого посещения много раз говорил о том, какое значение имеет Дальний Восток для России. Особенно это было подчеркнуто во время встречи Святейшего Патриарха с министром Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александром Сергеевичем Галушкой, руководителями и представителями всех регионов, составляющих Дальневосточный федеральный округ. Во время этой встречи были выработаны решения, касающиеся развития церковной жизни и содействия со стороны государства этому развитию, в первую очередь в социальной и просветительской работе Церкви. На этой встрече много было сказано о том, что уже делается Церковью. Строятся храмы — в тех местах, где храмов не было практически ни одного, за исключением единственного храма в городе Владивостоке, сегодня созидаются десятки домов Божиих. В Хабаровском крае принята программа строительства тридцати новых храмов. В некоторых других регионах также существуют подобные программы. Конечно, Церковь на Дальнем Востоке испытывает серьезные сложности. Подчас практически все средства, которые жертвуются верующими людьми, уходят на оплату высоких расходов по обеспечению приходов электричеством и теплом. Иногда священникам сложно перемещаться даже в пределах одного региона, поскольку расстояния составляют сотни километров, а билеты на самолет или поезд достаточно дороги. Во многих местах практически нет приходской инфраструктуры, которая позволила бы вести полноценную социальную, просветительскую, миссионерскую работу. Но все это делается. И хочется надеяться, что государство, в первую очередь в лице регионов, окажет достойную помощь в возрождении церковной жизни. Вот что было сказано Святейшим Патриархом во время упомянутой встречи: «Дальний Восток, и вы знаете это лучше меня, — действительно стратегически значимая российская территория; и в то же время это территория, которой менее всего повезло. Дальний Восток был местом ссылки, но по какой-то непонятной причине он был, в первую очередь, местом страшного эксперимента над человеческими душами. Именно на этих просторах была практически полностью уничтожена всякая духовная жизнь. Представьте себе, что восточнее Иркутска был только один храм — во Владивостоке. Это страшно представить! Позже появился храм в Хабаровске, а потом в Якутске — и это на квадратные километры, на которых может уместиться Западная Европа! Чтобы попасть в храм, нужно было преодолевать огромные расстояния, поэтому люди в храмы и не ездили. Но духовный вакуум не может сохраняться сколько-нибудь долго. В отсутствие нормальной религиозной жизни он восполняется разного рода эрзацами». Многие люди, в том числе представители регионов, свидетельствовали о том, что в целом ряде мест новые религиозные движения, в основном протестантские, имеют больше религиозных организаций, чем Русская Православная Церковь. Увы, действительно, в девяностые годы у некоторых пришельцев из-за рубежа было, может быть, больше шансов, чем у Русской Православной Церкви, привлечь внимание наших соотечественников. В центральной России удалось, благодаря наличию духовенства и активных мирян, которые, в том числе через СМИ, говорили о Православии, остановить эту духовную экспансию. Здесь это было гораздо сложнее. Но дальневосточники возвращаются к своей вере. И тысячи людей, которые приходили во многих местах на встречу с Патриархом, ярко об этом свидетельствуют. Церковь возрождается, строятся храмы, появляются прекрасные инициативы, и Святейшим об этом было сказано во время встреч с победителями конкурса «Православная инициатива» в Хабаровске и Биробиджане. У нашей Церкви появляется все больше активных людей, способных совершить духовное обновление этого края. Его Святейшество сказал, что должна быть выработана некая программа возрождения духовной жизни на Дальнем Востоке. Хочется надеяться, что такая программа будет не просто сформулирована, что не сложно сделать, но осуществлена совместным усилием Церкви, общества и тех представителей государства, которые призваны поддерживать Русскую Православную Церковь в ее духовно и общественно значимой миссии. Во время богослужения 14 сентября в городе Хабаровске Святейшим Патриархом было сказано еще нечто очень важное в отношение развития церковной жизни в постсоветское время, в том числе на Дальнем Востоке. Вот слова Его Святейшества: «Дальний Восток — это, как я уже не раз говорил, совершенно особое место в России. Оно более всего отдалено от столицы, но именно здесь восходит солнце над нашей страной. Именно с Дальнего Востока начинается день, который затем идет по всем необъятным просторам нашей Родины, до самых западных ее рубежей. Это сторона света, на которую обращены все православные храмы. Уже только поэтому никто не вправе называть Дальний Восток окраиной государства. Уже только поэтому восток Отечества нашего не может и не должен быть периферией. Мы живем в то время, когда взоры Церкви особенно прикованы к Дальнему Востоку. Именно поэтому и государству, и Церкви, — всем, кто вовлечен в это великое дело, — необходимо сделать все, чтобы изменилась к лучшему жизнь людей, живущих на этих просторах, чтобы радикально изменилась к лучшему церковная жизнь». Дальний Восток для Святейшего Патриарха является приоритетом. Каждый год он посещает эти места, встречаясь с людьми, которые никогда не видели вживую Патриарха, не могли участвовать в Патриарших службах. Посещено уже подавляющее большинство регионов Дальнего Востока, и многое во время этих посещений происходит впервые. Так и в этот раз была совершена первая Патриаршая служба в Биробиджане, были впервые открыты церковные учреждения на Патриаршем уровне. И Святейший вспоминал момент возрождения Церкви не только здесь, на Дальнем Востоке, но и повсюду. Вот какие были сказаны слова в связи с притчей о званых и избранных, которая читалась во время воскресного богослужения: «Мы воспринимаем эти слова как обращенные к нам, ведь и в нашей истории были званые — народ наш, принявший крещение, построивший тысячи храмов, считавший себя укорененным в православной вере. А что же получилось? А получилось, что народ не удержал этой веры, не сохранил своего государства, и мы знаем, что страшная мясорубка ХХ века перемолотила и простых верующих, и священников, и епископов. Многим казалось, что все закончено, что нет больше тех званых, просто физически не существует, — пришел новый человек, у которого нет веры в сердце, который своим образованием и культурой никак не связан с Православием; пришли люди, спокойно взиравшие на храмы, превращенные в склады или кинотеатры. Совесть никого не волновала, и так продолжалось десятилетиями… Что же затем произошло? А затем Господь обратился к этим незваным разными путями — через голос матери или бабушки, через тихий голос священника, через прочитанную книгу, через размышление о своей жизни, о жизни Отечества своего. И царские палаты стали наполняться этими незваными, но призванными Самим Господом. И сегодня Церковь наша — это на 90% те самые призванные. Призванные силой Духа Святого, Который дышит где хочет, Который из камней может соделать детей Аврааму. И процвела языческая неплодящая церковь». Вспоминается еще один визит Его Святейшества, состоявшийся буквально за несколько дней до поездки на Дальний Восток — посещение города Калуги. Я в детстве проводил значительную часть времени именно в этом городе. И, происходя из совершенно неверующей семьи, вдруг почувствовал Божий призыв. Я пришел в храм и понял, что здесь останусь. И воцерковление мое проходило отчасти в Москве, а отчасти (и может быть, большей частью) в Калуге. Тогда молодые люди, которых, может быть, было очень не много, приходили к вере, общались друг с другом. Все они были молодежью из неверующих семей, которые не понимали, что же произошло: почему жизненно активные, интересовавшиеся самыми разными вопросами люди вдруг нашли свое призвание в вере, поняв, что это призвание становится делом всей жизни. Многие из нас потом стали священнослужителями и активными мирянами. И призвание, которое тогда произошло, практически никто из этих людей сегодня никак не может объяснить. В большей части этих судеб не было никакой особенной идейной борьбы, никаких жизненных предпосылок, никакого остатка семейной традиции, связанной с верой. Не было почти ничего. Но Господь призвал. И постепенно менялось наше общество. В условиях, когда слово Церкви практически невозможно было услышать, люди, которые никогда ранее не интересовались серьезными религиозными вопросами, вдруг понимали, что их место — в Церкви Божией. Господь призвал Свой новый народ тогда, когда по человеческим понятиям вроде бы не было ни единого шанса на подобное призвание.
Здесь, на Дальнем Востоке, во многом так же происходит
и сейчас. Люди, которые жили в отдалении от храмов, практически не имели
возможности вживую поговорить со священником, у которых не было религиозной
литературы и которые только слышали что-то о Церкви по телевизору (иногда нечто
очень негативное) – приходят к Богу. Будем надеяться, что так продолжится и
впредь, что возрождение церковной жизни, приведение Самим Господом Своих людей
в Свою Церковь и в Свое Царство будет совершаться на этих огромных просторах.
Люди жаждут слова Божия и спасения во Христе, и Господь, отвечая на эту жажду,
утоляет ее.
|