Пасхальное послание архиепископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа
священнослужителям, монашествующим и всем верным чадам Биробиджанской епархии
Русской Православной Церкви
«Яко единолетный агнец,
благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха
чистительная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце»».
(Пасхальный канон, песнь 4).
В эту священную и светоносную ночь православные христиане
празднуют «Пасху Божию спасительную».
В предшествующие дни мы вспоминали Страдания Спасителя, и нашему
взору представлялся Крест с вознесенным на нем Агнцем Божиим, «берущим на Себя грехи всего мира»,
приносимым в жертву за жизнь и спасение всего человечества.
Православная иконография изображает Распятого не каким-то
несчастным, измученным и истерзанным на Кресте, а Богочеловеком Господом,
Который хотя и испытывает боль и страдает, как совершенный человек, но как Господь
славы владычествует над болью и смертью, в Своём смертном покое являет власть и
достоинство Победителя.
И в самом деле, Господь наш добровольно
взошел на Крест, как Царь, который жертвует Собой ради своих подданных. Но Он
же является одновременно и Великим Архиереем, Который приносит единственно
истинную и спасающую жертву, освящающую весь мир. Крест – это жертвенник, на
котором приносит искупительную для мира жертву Тот, Кто одновременно является и
Жертвой, и приносящим эту Жертву. Он приносит Себя в жертву от безграничной
любви к людям, Он добровольно принял эту мучительную и позорную смерть, чтобы
показать безмерную любовь к Своему разумному творению и побудить и нас к
ответной любви.
И хотя Господь пострадал и умер ради
освящения и спасения всего мира, всех без исключения людей, многие остались
чуждыми Его Благодати, освящения и спасения.
И именно это, как говорит преподобный
Никодим Святогорец, и причиняло Ему величайшую боль. И потому, безмерно страдая
на Кресте, Христос молится о Своих распинателях: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают!» (Лк. 23: 34).
Но еще намного больше, чем злоба Его
распинателей, по словам преподобного Никодима Святогорца, «печалила душу
Господа неблагодарность христиан, потому что Он размышлял о том, сколькие из
тех верующих и искупленных Его Кровью христиан будут попирать вот эту Его
Пречистую Кровь и Страдания, сколькие будут презирать Его заповеди, и скольких
приобретет диавол». И поэтому тем женщинам, которые плакали, видя Его несущим
Крест, Он говорил: «Не плачьте обо Мне,
но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23:28).
И в самом деле, живоносная жертва Господа
на Кресте останется для нас бездейственной, если мы не усвоим её, принося
каждый день в жертву наши страстные желания и противные Богу движения нашей
души, и таким образом делая самих себя благоприятной жертвой Богу.
Как могут верующие христиане оставаться
спокойными, видя господство греха и тьмы? «Печаль
прият мя от грешник, оставляющих закон Твой», - восклицает со скорбью
святой царь и пророк Давид (Пс. 118). Наша боль становится еще сильнее, когда
мы видим, как оскудевает в мире вера в Воскресшего Христа.
Господь наш, умерев на Кресте, воскрес
через три дня и наполнил весь мир пресветлым Светом Своего Воскресения, даруя
радость Своего Воскресения всем тем, кто ежедневно сраспинается Ему чрез
исполнение открытой нам в Евангелии Его святой воли.
Несомненность исторического события
Воскресения Христова рассеивает всю тьму греха, боли и смерти. «Христос, воскреснув из мертвых, уже не
умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:9).
Оставим же и мы, возлюбленные о Господе
отцы, братия и сестры, мертвые дела греха, очистимся слезами покаяния, принесем
Богу наши тела и души чистыми от всякой скверны, устремимся соединиться с
Победителем греха, смерти и ада, чтобы и нам вкусить нескончаемой радости Его
Воскресения.
Вместе с этим не перестанем скорбеть о
наших братьях, сидящих «во тьме и сени
смертной», прося Господа открыть им очи душевные, чтобы и они просияли
нетварным Светом Его Воскресения, чтобы мы все вместе прославляли во веки веков
Воскресшего Господа и Бога нашего, вкушая неизреченной, «превосходящей всякий ум» сладости единения с Ним.
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе Христос!
С любовью о Христе Воскресшем
+ Иосиф,
Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский
Пасха Христова
2014 год
г. Биробиджан
|