Слово епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа после Божественной
Литургии в храме Свято-Иннокентьевского женского монастыря в с. Раздольное
Биробиджанского района в день 5-летия образования обители.
После десятилетий жесточайших
гонений на Церковь Христову в России наступило время, которое блаженно почивший
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II охарактеризовал
как «время собирать камни». За это время не только возродились храмы и
монастыри, порушенные во времена богоборческих гонений, но построены новые храмы и обители там, где их никогда не
было. Это было время созидания Церкви, не только внешнего, но и внутреннего,
духовного созидания. За это время Церковь приобрела значительный вес в
современном обществе, особенно в центральных областях России, на Украине и в
Белоруссии.
И
не случайно сегодня звучит резкая критика в адрес и Святейшего Патриарха, и
иерархов Церкви, и священнослужителей, и монашествующих, и вообще церковной
жизни. Если отбросить от этой критики эмоции, какие-то мелочи и подробности, то
эту дискуссию можно охарактеризовать, как стремление обозначить роль Церкви в
жизни современного общества и современного человека.
Сегодня,
когда Предсоборное Присутствие в преддверии грядущего архиерейского собора
разработало документ, который назван «Положение о монастырях и монашествующих»,
возникла дискуссия в том числе и о роли современного монашества в общественной
жизни. И если вообще дискуссию о роли Церкви в современном обществе можно
представить как очень масштабную и многоплановую, то же можно сказать и о
дискуссии о роли монашества.
Одни
говорят, что Церковь должна затвориться, закрыться в своих храмах, не нужно ее
проявление в современной общественной жизни. А другие — напротив — утверждают,
что Церковь должна занять ведущую роль в современном обществе, стать во главе
народа, чуть ли не править государством. И, конечно же, истина находится где-то,
как всегда, посредине.
Точно так же идет дискуссия и о роли
современного монашества. Одни говорят, что современное монашество еще никак не
оформилось, поэтому оно должно быть совершенно закрытым и как бы созревать
внутри себя, чтобы явить какие-то плоды миру. Другие говорят, что современное
монашество, как авангард Церкви, должно активно служить миру. И опять же, мы
должны сказать, что истина находится где-то посредине. Эта дискуссия проходит
чрезвычайно активно, затрагивает различные аспекты монастырской жизни, начиная от назначения или выборов игумена или игумении
монастыря и кончая тем, что вообще должна представлять собой монашеская жизнь.
Современный
мир делает очень большой акцент на так называемой «свободе», которая выражается
в том, что и современное монашество должно быть «свободным». Свободным от того,
чтобы епархиальный архиерей не диктовал им какие-то свои условия, от того,
чтобы начальствующий в монастыре игумен или игумения были ограничены некими
особыми положениями, чтобы монашествующие имели полную свободу общения с
внешним миром и делали это как желают. И, конечно, в этом диалоге мы снова и
снова обращаемся к многовековому опыту Церкви.
Церковь
основана на земле Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом вовсе не для
того, чтобы быть во главе сильных мира сего, а для того, чтобы каждого человека
вести ко Христу и ко спасению — это ее цель и задача. Церковь не обязана
созидать внешнюю жизнь: поддерживать экономику, социальные учреждения
государства — роль Церкви духовна — вести человека ко Христу и к вечному
спасению. И роль монашества, по-моему, очень точно и замечательно верно
охарактеризовал преподобный и богоносный отец наш Серафим, Саровский и всея
России чудотворец, который в одном из поучений сказал простые, доступные и
понятные слова: «Радость моя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча людей спасется
вокруг тебя». Вот предназначение современного монашества — стяжать мир
духовный. А мир духовный есть ничто иное, как уверенность в том, что человек
идет по правильному пути.
Почему
многие из нас в смятении, в раздражении, в ненависти, в поисках, как говорится
в русской пословице, бросаются из огня да в полымя? Это говорит о том, что они
не имеют под ногами твердой почвы. А когда человек уверен в правоте своих
действий, в правоте своей жизни, в том, что он живет так, как велит и хочет
Бог, мир вселяется в его душу, и у такого человека нет уже ни смятения, ни
раздражения, ни поисков — он спокойно смиренно преклоняясь под волю Божию,
совершает течение своей жизни и творит свои земные труды.
Но
такие люди сегодня стали исключением из правил. Поэтому задача современного
монашества — быть носителями Духа Христова, того мира, который завещал
Спаситель наш Иисус Христос всем нам. Если монашеское сообщество созидается на
этих правильных началах, то люди, которые приходят в обитель со своими
духовными нуждами, чувствуют это, они тянутся в это святое место, они, так
сказать, «заражаются» этим духом. Дух мира и покоя водворяется мало-помалу в их
жизни. Вот задача современного монашества.
Для
этого Господь дал нам определенные средства. Средства, которыми пользовалось
монашество на протяжении многих веков своего существования. Как говорили святые
преподобные отцы, монашествующие имеют два крыла: молитву и труд. Не может быть
у монашествующих лишнего и свободного времени, не может быть у монашествующих
желания и стремления проводить свое время в пустых разговорах с мирянами, как
многие этого бы хотели: прийти в монастырь, поговорить о своих проблемах, о
своих нуждах, о своих болячках, вылить здесь все, что накипело на душе и потом
спокойно уйти. Здесь не психологи, здесь — подвижники. Здесь те, кто борются со
своими собственными страстями, кто внутри себя, побеждая страсти, воюет против
всевающего их врага рода человеческого —
диавола. Здесь невидимый духовный фронт, здесь Господь являет душе
человеческой свою благодатную помощь. И поэтому роль монастырей не в том, чтобы
быть таким прибежищем, где можно «поплакаться в рукав», а в том, чтобы, придя
сюда, в совместной молитве с монашествующими получить духовную опору, поддержку,
и мало-помалу водворить в своей душе тот мир, которого ждет от нас Христос
Спаситель.
Сегодня
мы отмечаем пятилетие образования сей святой обители, посвященной святителю
Христову Иннокентию, митрополиту Московскому, апостолу и просветителю нашей
земли, нашего Дальнего Востока. И в этот святой и памятный день я желаю и Вам,
дорогая матушка, и всем сестрам, чтобы во исполнение отеческих предписаний и вы
в первую очередь хранили молитву, чтобы и у вас не оставалось праздного
свободного времени, потому что там, где праздность, там грех. Молитва и труд
должны быть залогом вашего духовного созревания.
Я
радуюсь тому, что вы уже образовали крепкое сестричество, вы живете одной
духовной семьей, и это не может нас не радовать, потому что когда в обителях
возникают некоторые разделения и распри, это означает, что враг, диавол, свил
гнездо в этом месте. Радует нас, что вы живете мирно, в молитве и труде, под
покровом Матери Божией и святителя Христова Иннокентия. Радует нас и то, что
люди любят приходить сюда, чтобы участвовать в монастырской молитве, чтобы
получить здесь духовную благодатную поддержку и утешение.
И,
конечно же, сегодня, в ваш «день рождения», невозможно обойтись без подарков. В
этом году, когда Господь и Матерь Божия судили мне снова посетить святую
Афонскую гору, уникальное в нашем мире место, где день и ночь не прекращается
монашеская молитва, где веками процветало православное подвижничество, из
знаменитой Ватопедской обители я привез в благословение нашему Свято-Иннокентьевскому
монастырю список прославленного чудотворного образа Матери Божией «Всецарица».
И я хочу, дорогая матушка, преподать Вам этот святой образ в благословение,
чтобы Матерь Божия хранила Вас, хранила эту обитель и через эту святую икону
являла и вам и паломникам, которые стекаются сюда, Свой Благодатный Покров и
защиту.
Вы знаете, что эта святая икона
чрезвычайно почитается сегодня во всем мире. Образ, написанный в 17 веке, уже в
наше время проявил себя обилием чудотворений, и особенно исцелением
онкологических болезней. И пусть Матерь Божия будет Целительницей и вам, и
духовных и телесных немощей и недугов, и пусть Матерь Божия являет вам свою
благодатную помощь, покров и защиту.
|