В связи с
решением Хамовнического суда по делу о бесчинстве в Храме Христа Спасителя с
официальным заявлением выступил Высший Церковный Совет Русской Православной
Церкви.
Заявление
Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
в связи с судебным приговором по делу лиц, осквернивших священное пространство Храма Христа Спасителя
Высший Церковный Совет считает важным еще раз прояснить позицию Церкви
относительно кощунственного акта в Храме Христа Спасителя, в том числе в связи
с вынесенным судебным решением.
Признавая
необходимость соответствующей реакции со стороны государства, мы обращаем
внимание на то, что юридическая оценка находится вне сферы компетенции
церковного Священноначалия. Определять меру пресечения и меру наказания —
исключительная прерогатива светского суда. Церковь не имеет властных рычагов
воздействия на осуществление правосудия и не стремится их иметь. Мы также не
рассматриваем происшедшее с политической или эстетической точки зрения.
Пастырский долг Церкви — давать духовную, нравственную оценку имевшим место
событиям.
То,
что произошло, есть богохульство и кощунство, сознательное и намеренное
оскорбление святыни, проявление грубой враждебности к миллионам людей и их
чувствам. Поэтому никак нельзя согласиться с попытками представить происшедшее
в храме как молитву, совершенную в нетрадиционной форме. К сожалению, эти
попытки дезориентировали многих людей, в том числе отдельных членов Церкви,
пребывающих в неведении относительного того, какие кощунственные и мерзкие
слова были произнесены на амвоне Храма Христа Спасителя. Бесчинство в храме
стало продолжением глубоко безнравственных публичных акций, ранее совершенных
теми же лицами и их соратниками и оставшихся безнаказанными.
Богохульство
— тяжкий грех. Православный христианин не может ни участвовать в богохульстве,
ни одобрять его, ни прямо или косвенно его поддерживать.
Существует
различие между грехами против человека и грехами против Бога. Если христианин
как личность является пострадавшей стороной, он призван простить согрешившего
против него. Но прощение греха против Бога невозможно без искреннего раскаяния
согрешившего перед Ним. В Евангелии мы читаем, как Христос, прощая тех, кто
посягал на Него как на человека, в то же время предостерегал об опасности греха
против Святого Духа: «но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения
вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3, 29). Богохульство — главная
примета врага Божия, описанного в Откровении: «И отверз он уста свои для хулы
на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр. 13, 6).
Возвещать
прощение от лица Божия тому, кто не кается перед Богом в богохульном деянии
означало бы усвоение Церковью той власти, которая Ей не дана. «Если согрешит
человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит
против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» (1 Цар. 2, 25).
Нераскаявшиеся грешники предаются суду Божиему: «Мне отмщение, Я воздам,
говорит Господь» (Втор. 32, 35 Рим 12, 19)
Бесчинства
в храмах, осквернение народных святынь, проявления ненависти к Церкви хорошо
известны в истории. Подобные действия всегда являлись характерной приметой сил,
не принесших народам ни мира, ни добра, ни свободы. В ХХ веке
антирелигиозная ненависть — как и ненависть этническая — унесли жизни миллионов
людей. Наш народ прошел через испытание воинствующим безбожием и фашистской
агрессией. Это дало нам трагический урок, который сформировал особую
чувствительность к оскорблению религиозных и национальных чувств. А потому в
нашем обществе возбуждение вражды и ненависти на религиозной и национальной
почве всегда несет угрозу разрушительных потрясений.
Сохранение
устоев общества немыслимо без уважения к памяти павших за Отечество.
Кощунственные действия, совершенные в храме, воздвигнутом в память русских
воинов 1812 года, являются особенно вызывающими в период празднования
двухсотлетия их подвига. Недопущение оскорбления чувств верующих, актов
кощунства над религиозными святынями и глумления над культурными памятниками —
задача государства, уважающего своих граждан. Созданный судебный прецедент
должен предотвратить повторение подобных действий в будущем.
Не
подвергая сомнению правомерность судебного решения, обращаемся к государственной
власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным, в надежде
на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий.
Церковь
благодарит всех, кто поддержал Ее, осудил богохульство, выразил мирный протест
против него. Мы также считаем естественным выражение жалости к задержанным,
которое исходило как от чад Церкви, так и от людей внешних. Необходимо отделять
грех от грешника, осуждая первый и надеясь на покаяние последнего. Бог всегда
ищет спасения грешников и призывает их к покаянию. Так и Церковь стремится к
примирению и исцелению тех ран, которые были нанесены проявлениями кощунства и
вражды.
Обращаясь
к людям, религиозные и национальные чувства которых были глубоко оскорблены как
самим актом кощунства, так и последовавшей за ним пропагандистской кампанией,
Церковь призывает воздержаться от любых попыток мести, от любых незаконных, тем
более насильственных деяний, в то же время благословляя мирные гражданские
действия, направленные на ограждение православного народа и его святынь от
вражды и кощунства.
Всех верных чад Русской Православной Церкви просим хранить мирный дух и
молитвенное предстояние перед Богом.
|