Попытки освоения
Россией современной территории ЕАО предпринимались еще в XVII веке. Впервые
русские люди пришли на Амур из Сибири в 1644 г. Отряд казаков возглавил Василий
Поярков. Шестью годами позже 300 казаков под началом Ерофея Хабарова взяли
приступом крепость дауров Албазин. Однако Китай не хотел отдавать Амур своему
северному соседу и начал против русских военные действия. По Нерчинскому
договору 1689 г.
русские поселенцы вынуждены были оставить освоенные земли Приамурья. С подписанием
этого договора более чем на полтора века было приостановлено экономическое
развитие Приамурья.
Хотя Приамурье
формально находилось во власти Китая, край этот китайцами не заселялся,
по-прежнему оставаясь ничейной территорией. На левом берегу Амура не было ни
одного поселения.
Территория Дальнего Востока в
основном заселялась россиянами по северу - именно здесь появились первые
форпосты: Анадырь, Якутск, Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский.
Освоение края проходило по следующей схеме: вольные казаки приходили к
Тобольскому воеводе, обязанному регулярно отсылать дань из Сибири в Москву, и
предлагали ему свои услуги. Взамен они получали оружие и деньги на
строительство судов. А дальше - как повезет. Имена тех, кому повезло, сегодня
можно увидеть на карте Дальнего Востока: Поярков, Хабаров, Дежнев…
Двигаясь на восток, добровольцы
собирали дань, возвращались, отдавали казне положенное и шли обратно. Со
временем казаки вышли к Амуру и стали сплавляться на восток уже по нему. Но тут
они натолкнулись на сопротивление Китая, располагавшего укреплениями по правому
берегу реки и собиравшего дань с берега левого. Русские начали испытывать
трудности, вплоть до того, что не могли сойти на берег. На плотах начинался
голод.
Казаки были народом отчаянным, и,
не смотря ни на что, количество русских в Приамурье увеличивалось - они даже
стали основывать поселения на китайском берегу. Начались вооруженные конфликты,
в которых порой применялись правительственные войска Поднебесной. Некоторые
русские поселения держали осаду годами!
Начиная с 1854 г. генерал- губернатор
Восточной Сибири граф Н. Н. Муравьев-Амурский стал активно осваивать и заселять
левый берег р. Амур.
Крымская война 1856 года и
необходимость защиты северного тихоокеанского побережья от англичан и французов
вызвали необходимость посылки на Дальний Восток правительственных войск России.
Проще всего это было сделать по Амуру. Но всякий раз на это требовалось
разрешение Китая. Вопрос урегулирования отношений по этой реке встал на
повестку дня. Но Китай считал саму реку и все прилегающие к ней территории
своими и на переговоры не шел. Помогли русским все те же французы и англичане.
В то время население Китая было
поголовно поражено наркоманией. «Начиная с чиновного сословия правительственных
учреждений, вплоть до хозяев мастерских и лавок, актеров и слуг, а также
женщин, буддийских монахов и даосских проповедников - все среди белого дня
курят опиум, приобретают трубки и все принадлежности для курения опиума», -
докладывали императору. И этому способствовали англичане и французы, наладившие
торговлю опиумом, употребление которого в Китае все же было под официальным
запретом. Везли они его судами из Индии. Светлые головы китайской элиты
воспротивились этой торговле, начали изымать опиум и жечь его принародно. Тогда
европейцы объявили Китаю войну. Объединенные силы высадились на побережье и
начали наступление на столицу Китая Пекин. Само существование имперской власти
стало под угрозой.
Россия не могла не
воспользоваться моментом и предложила Китаю союз и свое посредничество в
усмирении иностранцев взамен на Амур. Китайцы согласились.
16 мая 1858 года
в городе Хэйхэ (старое название Айгунь) генерал-губернатор Восточной Сибири
Николай Николаевич Муравьев и амурский главнокомандуюший И Шань «по общему
согласию, ради взаимной дружбы, для пользы их подданных и для охранения от
иностранцев» подписали так называемый Айгунский «Договор России с Китаем о
присоединении к русским владениям левого берега р. Амура». По договору левый
берег Амура до морского устья отходил России, правый до реки Уссури - Китаю. По
Амуру, Сунгари и Уссури имели право плавать только суда этих государств. Статья
союза против иностранцев была тайной и в России не афишировалась. Согласно
договоренности, Россия оказала давление на англо-французскую коалицию и власть
китайского императора была сохранена.
По договору Россия получила 600
000 кв. км - часть Читинской области, Республики Саха, Хабаровского края,
Амурскую область, Еврейскую автономную область, Магаданскую область. Знаменитый
Айгунский договор 1858 г.
о переходе к России левобережья Амура до сих пор является юридическим
обоснованием принадлежности к России огромных территорий современного
Дальневосточного федерального округа. За присоединение к России Приамурья
генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев получит титул графа и
приставку к фамилии – Амурский.
В процессе 6-дневных переговоров
обе стороны все же не пришли к соглашению о границе по Уссури и далее до моря.
Китайцы мотивировали это тем, что в Уссурийском крае имеются земли родоначальников
правящей маньчжурской династии, и они не вправе решать этот вопрос. Тогда было
принято следующее решение: «от реки Уссури далее до моря находящиеся места и
земли, впредь до определения по сим местам границы между двумя государствами,
как ныне да будут в общем владении Дайцинского и Российского государств». Когда
Айгунский договор ратифицировали, Александр II написал на его тексте: «Лучшего
мы желать не можем».
Таким образом, создалась
уникальная ситуация, по которой два с половиной года Приморье находилось под
совместным управлением двух государств - Китая и России. 2 ноября 1860 г. был подписан
очередной договор (Пекинский), по которому и Приморье отошло к России.
В 1859 году император Китая
заявил русским, что ратификация Айгунского договора была ошибкой, которую он
совершил потому, что, «любя все живое, не хотел, чтобы простой народ Русского
государства терпел лишения и стеснения, и дал пустые земли по левому берегу
Амура для житья бесприютному народу». В реальности же прямая угроза иностранцев
Пекину не без помощи России миновала, и Китай почувствовал силу. Но было уже
поздно. Практически с момента подписания до сего дня Айгунский договор в Китае
считается неравноправным, подписанным под давлением обстоятельств, а значит,
несправедливым и требующим пересмотра. Однако официально результаты договора
приняты, и вопрос его пересмотра снят с повестки дня. Сделал это Дэн Сяопин. В
1989 году на встрече с Горбачевым в Пекине Дэн сам предложил «закрыть прошлое,
открыть будущее». Он коснулся Айгунского договора и обозначил свою позицию -
объявил, что по неравноправным договорам к России отошли 1,5 млн. кв. км
китайской территории. Но сказал: «Будем считать, что я высказался и забыл
сказанное. И коснулся этого вопроса, чтобы поставить точку. Пусть ветер сдует
эти вопросы, и после нашей встречи мы уже не будем возвращаться к этой теме.
Будем считать, что с прошлым покончено». Границы, определенные Айгунским
договором, официально признаны обоими государствами и пересмотру не подлежат.
Летом 2005 года Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала
Дополнительное соглашение, окончательно определяющее нынешнее состояние
границы. Сегодня Китай не претендует ни на один метр территории Российской
Федерации.
Еще в 1856 г. на входе Амура в
Малый Хинган были поставлены Хинганский пост, на месте которого в 1857 г. образована станица
Пашковская, и Усть-Сунгаринский пост напротив впадения в Амур из Китая реки
Сунгари, упраздненный после образования станиц Михайло-Семеновской и
Кукелевской. В период летней навигации 1858 г. на левом берегу Амура на участке от
устья Хингана до устья Уссури было поставлено 18 казачьих станиц, - из 25 между
Благовещенском и Хабаровском. Станицы были поставлены таким образом, чтобы
расстояния между ними были однообразны и равнялись длине обыкновенного
почтового переезда, - 15-18
километрам. При таком порядке размещения часть поселений
оказывалась или на плохо пригодных для хлебопашества землях, или на пойменных,
заливающихся наводнениями местах. Позже
эти станицы были перенесены на более удобные места.
С началом навигации 1858 г. 2000 штрафованных
солдат внутренней стражи высадились отрядами в пределах современной ЕАО, рубили
лес и кустарник, расчищали площадки под казачьи станицы. Было издано
распоряжение о формировании первых трех сотен Амурского пешего казачьего батальона
из служилых казаков Забайкалья. Переселенцам было предложено денежное пособие
по 15 рублей на семью, обеспечение продовольствием, фуражом и семенами в
течение двух лет и содействие регулярных войск в постройке жилья. Казаки для
переселения назначались по жребию. При этом соблюдались два условия: казак
должен быть молодым, как правило до 40 лет, здоровым и обязательно женатым. Им
было приказано заготовить одежду и обувь для семьи и взять с собой лошадей,
скот, земледельческие орудия.
Базой и отправным пунктом сплавов
был небольшой город Шилкинский завод, стоявший на реке Шилке. Перед каждым
сплавом в него из Западной Сибири, с Урала и Центральной России доставлялись
тысячи пудов зерна для засева казаками амурских земель, свозились мука, крупы,
солонина, мёд, сахар, пригонялся из забайкальских степей крупный рогатый скот,
овцы, табуны лошадей, - ведь ничего этого тогда на Амуре не было. Сибирские и
Уральские заводы поставляли сельхозинвентарь, плуги, сохи, бороны, конные жатки-лобогрейки.
Военное ведомство направляло обозы с оружием, амуницией, боеприпасами, легкими
артиллерийскими орудиями. На финансирование переезда одной казачьей семьи на
Амур государственная казна тратила 1,5 тысячи рублей серебром, что по тем
временам было очень большими деньгами.
Основным средством передвижения
были плоты, караваны переселенцев растягивались на многие километры. Путь
занимал почти месяц – к ночи плоты
приходилось причаливать к берегу.
Прибыв на Амур, 450
переселенческих семей, а всего более 5500 человек обоего пола, начали осваивать
дикие места. Жизнь пошла в тяжких трудах по обустройству станиц, распашке
никогда не знавших плуга земель, дремучей тайги, не ведавшей стали топоров и
пил. В поднятую целину упали первые зерна ржи, пшеницы, ячменя, овса. На
вскопанных огородах были посажены овощи, разбиты сады. Над первыми православным
часовнями воздвигнуты кресты, а в окружных станицах начали строиться церкви и
церковные школы. Так прибывшие осваивать Амур и нести на нем пограничную службу
казаки постепенно налаживали свой быт.
В 1859 г. было поставлено еще
5 станиц.
В 1891 г. станицу
Екатерино-Никольскую посетил наследник Российского престола будущий император
Николай II
Александрович, а в апреле 1900
г. внучка императора Николая I принцесса Ольденбургская Евгения
Максимилиановна.
Распоряжением
Управления Восточной Сибири запрещалось селиться евреям по пограничной линии
Амура. Массовое переселение евреев на современную территорию ЕАО началось в 1928 г.
Православие на
современной территории ЕАО насаждалось апостольскими трудами великого
просветителя Дальнего Востока и Америки святителя Иннокентия, митрополита
Московского и Коломенского (1797-1879 гг.). Его миссионерское рвение
простиралось и на народы, жившие по Амуру (гольды) и даже за границей с Китаем.
10 апреля 1853 г.
он назначил на Амур миссионером своего сына – священника Гавриила Вениаминова,
через которого хотел скорее обустроить православную миссию на Амуре и
содействовать скорейшему закреплению левобережья Амура за Россией. Приамурские
миссионеры содействовали открытию в стойбищах аборигенов не только церквей, но
и школ сельскохозяйственно-ремесленного типа и церковно-приходских школ,
обучение в которых велось на их родном языке. Как человек, близко принимавший к
сердцу интересы своей Родины, святитель Иннокентий проявил большую заботу о
благоприятном для России разрешении Амурского вопроса. С этой целью он сам
предпринял путешествие по Амуру и составил подробную записку «нечто об Амуре»,
в которой на основании личных наблюдений и опросов обосновал возможность
навигации по Амуру и заселения его берегов. В этом важном государственном деле
святитель Иннокентий был вдохновителем и ближайшим сподвижником
генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского. Содействие
святителя Иннокентия присоединению Амура к России было оценено очень высоко: в
его честь был назван город Благовещенск – в память начала его священнослужения
в Благовещенской церкви Иркутска. В 1857 г. Благовещенск стал его кафедральным
городом. Отсюда он предпринимал частые путешествия по Амуру, обустраивая
церковную жизнь в этих необжитых краях.
Для переселившихся
на Амур казаков православие было фундаментом всей их жизни. Как и у всех в
старой Руси, у казаков с Церковью было связано и рождение, и крещение, и
венчание, и погребение. И весь хозяйственный год тоже был связан с церковными
праздниками. Были и свои, казачьи традиции, свои почитаемые чудотворные иконы.
Казаки Амурского казачьего войска особенно почитали Албазинскую икону Божией
Матери как свою защитницу и покровительницу. Православная вера помогала в
успешном, но невероятно трудном освоении дикого и необжитого Амурского края.
Первым делом казаки строили часовни, а в окружных станицах и церкви.
Возводились станичные храмы самими казаками. Но это не являлось для казаков
обременительной повинностью, а тем более обузой. Это было потребностью
православной веры. Положение священников в казачьих общинах было особым. Они
обязательно присутствовали на станичных кругах, следили за нравственностью
прихожан, вели метрические книги, выполняли функции медиков, санитарного
контроля, обучали детей грамоте. Священники хорошо знали быт, традиции,
воинскую службу казаков, ходили с ними в походы и на войны. Как и все казаки,
священники вели домашнее хозяйство, сажали огороды, косили сено. Обремененные,
как правило, многочисленным семейством, они терпели такую же нужду, как и их
прихожане.
В 1890 г. император Александр III принял решение основать
Великую Сибирскую железную дорогу. Особые условия работы на железной дороге,
тяжелый физический труд, повышенная ответственность железнодорожников за жизни
пассажиров, пользующихся железнодорожным транспортом, накладывают неизгладимый
отпечаток на жизнь и быт не только самих работников железных дорог, но и на их
семьи. Им необходима духовная поддержка, удовлетворение высоких духовных
запросов. Постепенно на железнодорожных станциях и возникших на транссибирской
железнодорожной магистрали поселках так же начинают строиться храмы.
По мере освоения
края и роста населения на дальневосточных окраинах России возникла острая
необходимость в строительстве церквей и открытии приходов. Вопросами церковного
строительства на Дальнем Востоке занимались Святейший Синод, Епархиальный и
Церковностроительный комитеты Благовещенско-Приамурской епархии. По Указу Его
Императорского Величества и Святейшего Синода ежегодно выделялись средства на
церковно-школьное строительство во вновь образованных населенных пунктах. Так,
в 1911 г.
Благовещенской епархии было выделено 27 тыс. рублей. Государственное
финансирование было явно недостаточным. Это служило серьезным препятствием для
распространения и укрепления православия среди местного населения и
переселенцев. Но, несмотря на недостаточность средств, отпускаемых на
церковно-школьное строительство, это направление деятельности Православной
Церкви было одним из главных. Особым совещанием при Святейшем Синоде был
выработан специальный план церковно-школьного строительства в уже существующих
и вновь открываемых приходах. Средства на эти мероприятия выделялись их
Святейшего Синода и Переселенческого управления. Церкви строились так же на
средства, выделяемые по Указу Его Императорского Величества из фонда имени
Александра III и
частные пожертвования граждан.
Постройка
церквей осуществлялась по прошению сельских сходов на имя Епархиального
Архиерея. По решению этих же сходов из числа жителей назначались ответственные
за строительство зданий церквей и сбор пожертвований. Переселенческое
управление и Епархиальный комитет по удовлетворению духовных нужд переселенцев
активно содействовали строительству церквей и старались укомплектовать их
священнослужителями, приглашая их из центра России. Массовое строительство
церквей позволило усилить влияние Православной Церкви на все возрастающее население
Дальнего Востока. Это стало задачей государственной важности, так как
Православие явилось культурообразующей религией, послужило главным условием
становления и формирования единства населения Дальнего Востока, сыграло большую
роль в духовном сплочении народа.
Современная
территория ЕАО входила в состав Благовещенско-Приамурской епархии. К началу
20-х годов XX века известно о существовании 24 православных храмов и походных
церквей и 22 часовен на современной территории области. Из архивных материалов
известно о существовании храмов и часовен в следующих местах:
1. Церковь Великомученицы Екатерины
(1861 г.)
и часовня с. Екатерино-Никольское
2. Церковь Святого Архистратига Михаила (1865 г.) и часовня с. Михаило-Семеновское (ныне
с. Ленинское)
3. Свято-Троицкая церковь и часовня
с. Радде (1860-1861 гг.)
4. Церковь Пророко-Ильинская и часовня с. Пузино
5. Церковь Свято-Николаевская
с. Венцелево
6. Церковь Александро-Невская с. Благословенное (миссионерская для
корейцев)
7. Церковь Богородице-Казанская с. Головино
8. Церковь Святителя Алексия Митрополита с. Надеждино
9. Церковь и часовня с. Союзное
10. Церковь и часовня с. Столбовое
11. Церковь и часовня с. Самара
12. Церковь и часовня с. Строжевое
13. Церковь и часовня с. Башурово
14. Церковь и часовня с. Биджан
15. Церковь и часовня с. Кукелево
16. Железнодорожная церковь разъездного причта станции Дежневка
17. Железнодорожная церковь разъездного причта станции Бира
18. Железнодорожная Покровская церковь п. Ин
19. Церковь Ульдуринского разъездного переселенческого причта
20. Железнодорожная разъездная церковь станции Облучье
21. Церковь с. Волочаевка-1
22. Церковь с. Восторгово
23. Церковь с. Нагибово
24. Церковь с. Дежнево Михайло-Семеновского округа
25. Часовня во имя святого
пророка Божия Илии с. Воскресеновка
26. Часовня п. Приамурский
27. Часовня с. Квашнино
28. Часовня с. Бабстово
29. Часовня с. Лазарево
30. Часовня с. Новое
31. Часовня с. Степановка
32. Часовня с. Забеловское
33. Часовня с. Помпеевская
34. Часовня с. Петровская
35. Часовня хут. Сагибовский
|
|
с. Бабстово
|
с. Радде |
|
|
п. Бира
|
с. Пузино |
Помимо этого в
ряде небольших станиц, на хуторах, почтовых станциях имелись молитвенные дома.
Службы и обряды в них исполняли разъездные священники.
В 1922
г. при наступлении частей Красной Армии всё духовенство
вместе с Белой Гвардией перешло Амур и влилось в полумиллионную русскую
эмиграцию в Китае.
Все храмы и
часовни были деревянными и в ходе богоборческой кампании полностью уничтожены. На современной территории области уже не оставалось ни одного
храма. Это лишило население любой возможности духовного окормления, совершения
церковных Таинств и треб. На долгих 70 лет область стала духовной пустыней.
Возрождение
православных приходов автономии началось в г. Биробиджане. Первый приход в ЕАО
был зарегистрирован в марте 1992
г. Он расположился в бывшем старом деревянном здании бывшего
народного суда (ул. Кирова, 4) и был посвящен имени святого апостола Иакова,
брата Господня и первого епископа Иерусалимского. В конце 1994 г. в помещении бывшего
детского сада АО «Элегант» появился еще один приход – во имя великомученика и
целителя Пантелеимона. Первый, построенный по православным канонам деревянный
храм, во имя святителя и чудотворца Николая, появился в областном центре в 1999 г. Первая праздничная
служба состоялась 19 декабря, в день престольного праздника. В конце 2001 г. в г. Биробиджане в
сквере Победы была возведена в память воинов, павших за Отечество часовня во
имя Державной иконы Божией Матери. Территория ЕАО носила статус Биробиджанского
благочиния и входила в состав Хабаровской епархии.
Самостоятельная
Биробиджанская епархия Русской Православной Церкви образована постановлением
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и Священного Синода
Русской Православной Церкви от 7 октября 2002 года. Правящим архиереем с
титулом епископа Биробиджанского и Кульдурского назначен епископ Угличский
Иосиф (Балабанов), викарий Ярославской епархии.
Первый за всю
историю региона каменный храм – кафедральный собор во имя Благовещения
Пресвятой Богородицы г. Биробиджана был заложен в апреле 2003 г., освящен великим
чином Высокопреосвященнейшим митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в
сослужении с архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком и епископом
Биробиджанским и Кульдурским Иосифом 21 сентября 2005 г.
В 2006 г. рядом с кафедральным
собором завершилось строительство Социально-Просветительского Центра
Биробиджанской епархии. Здание освящено епископом Биробиджанским и Кульдурским
Иосифом 21 сентября. В нем расположились епархиальное управление и резиденция
правящего архиерея, благотворительная столовая, епархиальная библиотека,
конференц-зал, магазин и склад церковной утвари, различные подсобные помещения.
17 октября 2007 г. освящен новый храм
во имя пророка Божия Илии в с. Амурзет, 14 сентября 2009 г. - храм во имя Архангела Михаила в с. Ленинское, 19 ноября 2010 г. - храм во имя св. мц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в с. Валдгейм, построено 2 храма в исправительных колониях. - в п. Бира и п. Будукан.
Постановлением
Святейшего Патриарха и Священного Синода от 21 августа 2007 г. открыт первый за всю
историю освоения этой земли монастырь – женская обитель во имя святителя
Иннокентия Московского в с. Раздольное Биробиджанского района. 5 октября 2008 г. в ней освящен
деревянный храм.
В епархии появились свои святыни, создаются новые приходы, строятся
храмы и часовни, возрождается церковная жизнь во всех традиционных для нее аспектах.
Биробиджанская епархия ведет широкую миссионерскую, просветительскую,
социально-благотворительную деятельность.
|